max2d (max2d) wrote,
max2d
max2d

Category:

Живопись Италии и России XV века в сравнении




Сравнение


Достаточно тяжело сравнивать Итальянскую и Русскую живопись конца XV, начала XVI веков — они слишком разные. Можно даже сказать, у каждой страны своя весовая категория, и Италия здесь явный тяжеловес. Ну, попробуем:

1. В русских фресках и иконах того времени (судя по тому, что нашлось) сильная диспропорция: Люди могут быть великанами по сравнению с животными, ростом с деревья и не только. В Италии придерживались выверенных пропорциональных соотношений и, похоже, даже прибегали к математическим расчетам.

2. В русских иконах, что я никогда не понимал, изображения совершенно плоские. Нет никакого объема. Если и есть попытка сделать какое-то пространство в картине, то она ограничивается простейшей и далеко не всегда выверенной изометрией.

3. В русских работах напрочь отсутствуют тени. Этому художник не уделял времени. Видимо, главным было донести смысл. И как он становился ясным, работа прекращалась.

4. Итальянские работы отличались высокой прорисовкой лиц и форм человека, а так же всего окружения, в то время, как в русских иконах люди выглядели максимально упрощенно, у всех форма лица практически одинаковая, меняется только прическа и борода с одеждами.

5. В итальянских работах уделялось время и на проработку фона. Он всегда нес на себе дополнительную смысловую нагрузку, заставляя нас смотреть в глубь картины. В русских он иногда напрочь отсутствовал или был максимально упрощен.

6. Русские иконы (судить пришлось по «Страшному суду» ) отличались яркими красками. Очень яркими. Особенно, красный и зеленый. Рафаэль Санти использовал более мягкие тона, в его картинах ничего не режет глаз и всё смотрится гармонично.

7. В русских иконах преобладал контурный рисунок. Каждый персонаж имел четкие границы, обведенные краской.

8. В русских работах некоторых персонажей заключали в формы, особенно круги.

9. Если Рафаэль стремился к реалистичной картинке, то русские мастера об этом даже не задумывались.

10. У святых в русских иконах вокруг головы четкий круг света, итальянские художники изображали нимб.

Вывод: Русская иконопись XV века на мой взгляд в сравнении с работами лучших художников Италии той же эпохи похожа на детские рисунки: плоские персонажи, отсутствие пропорций, никаких теней или бликов, яркие краски и минимум деталей.



Черты стиля


Черты русских мастеров я уже написал в выводе. А теперь выделю основные особенности Рафаэля Санти: Реалистичность окружения, проработанный фон, округлые лица людей, «пухлые» тела, мягкие пастельные тона, геометрическая точность при соблюдении пропорций, уделение внимания мелким деталям, мягкий свет, рождающий мягкие тени, перспектива.



Что понравилось


Рафаэль Санти - Донна Велата


Художник добился потрясающей реалистичности ткани платья у модели. Я больше обращаю внимание на технику, и поэтому чем ближе картина к реальности в плане света, тени и цветов, тем мне она больше впивается в память.

Здесь как раз такой случай: бесчисленное множество складок в одеждах девушки рождают такую игру света и тени, что я невольно начинаю рассматривать каждый изгиб и каждую ниточку отдельно.

А вот лицо Велаты, как и лица женщин на многих картинах того времени, меня не впечатляет. Кажется каким-то надутым, излишне округлым, с черезчур идеальными глазами.


Рафаэль Санти - Видение Иезекииля


Очень понравилось изображение животных.

Залитые сиянием облака настолько густые, что, кажется, можно протянуть руку, отовать клочок, и спрятать у себя в кармане.

Создается впечатление, будто Бог и впрямь спускается на землю с неба, настолько картина динамична.



Наброски


Русская икона XV века (Иисус из Страшного суда)


Итальянская картина XV века (Ангелочки из Сикстинской Мадонны)

Tags: живопись, учусь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments